Самыми популярными IT-преступлениями остаются мошенничества с применением средств связи. Условно их можно разделить на две составляющие.
Первое: «живое общение»
Варианты:
Поступает звонок. Злоумышленник может представляться работником банка, сотрудником службы безопасности банка, представителем правоохранительных структур (МВД, ФСБ, УФССП, Следственного комитета, прокуратуры), представителем оператора сотовой связи, пенсионного фонда, отдела социальной защиты и т.д.
Могут представляться близкими родственниками, либо от его имени.
Примеры разговора:
а) Разговор может заходить о деньгах и их «спасении», переводе денежных средств на «безопасные», «резервные» счета;
б) о поддельных доверенностях на получение денег, о проведении финансовых операций по счетам;
в) о финансировании оппозиции, о подозрении в совершении противоправных деяний, преступлений;
г) об окончании срока действия договора услуг связи;
д) о номере банковской карты;
е) о сообщении кодов, парольно-кодовой информации, поступающих в смс-сообщениях;
ж) просьбы занять деньги;
з) заплатить деньги за «спасение» родственника;
и) установить «полезную» программу, антивирус и др.
Меры защиты: Прервать разговор, перезвонить на номер телефона горячей линии банка, в котором осуществляется обслуживание, позвонить в полицию. Не сообщать никому коды из смс-сообщений. Взять паузу, перепроверить информацию.
Второе: «получение сообщений»
Варианты:
В мессенджеры, групповые чаты, в смс-сообщении, в социальных сетях, на электронные почтовые ящики, поступают сообщения в виде ссылок, смс-сообщений, текстовых объявлений, рекламы.
Примеры сообщения:
а) ссылки где требуется ввод номера банковской карты;
б) об участии в конкурсах, голосовании, где требуется введение номера телефона, кода;
в) об увеличении дохода (об инвестициях), о дополнительных способах заработка с требованием предоплаты, с просьбой банковских реквизитов, кодов доступа;
г) оплата услуг, штрафов, налогов;
д) о необходимости скачивания «полезных» программ;
е) просьбы занять денежные средства;
ж) если аккаунт взломали, могут написать сообщение от руководителя, начальника, родственника, знакомого с просьбой перевода (займа) денежных средств.
Меры защиты: Не участвовать в инвестициях без официального заключения договора, в непроверенных акциях, розыгрышах, конкурсах по полученным ссылкам, рекламам, рекомендациям.
Не сообщать никому коды, не вводить номера банковских карт. Устанавливать приложения только с официальных источников, с большим количеством скачиваний, рейтингом. Использовать актуальные антивирусные программы, официальные сайты для оплаты коммунальных услуг, штрафов, налогов и т. д.
Необходимо взять паузу, перепроверить информацию, перезвонить родственникам, знакомым, в полицию.
СПРАВОЧНО: В странах Прибалтики, Молдавии, Украине ведут криминальную деятельность колл-центры, так называемые специализированные организации, осуществляющие массовые звонки абонентам, что значительно оказывает влияние на рост IT-преступности. В среднем персонал одного колл-центра за неделю совершаются свыше 350 000 звонков, одним сотрудником 3-6 тысяч звонков.