Уже на протяжении нескольких лет итоговое сочинение (изложение) пишут все одиннадцатиклассники страны. Итоговое сочинение (изложение) является условием допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования для обучающихся 11 классов, а также может быть использовано при приеме в образовательные организации высшего образования. Итоговое сочинение вправе писать по желанию лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования, граждане, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (выпускники прошлых лет), обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организация.
Итоговое изложение вправе писать: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
В этом году в районе два ребенка-инвалида, планирующих сдачу единого государственного экзамена. Один из них писал итоговое изложение. Итоговое сочинение (изложение) учащиеся пишут в своей школе по заранее утвержденному расписанию – в первую среду декабря в этом году – это 7 декабря, резервные сроки – первая среда февраля и первая среда мая (для лиц, получивших «незачет» или не писавших сочинение по уважительной причине в основной период). Комплекты тем формируются индивидуально для каждого региона и становятся доступны в 9.45 по местному времени на сайте http://topic.rustest.ru/
Темы этого года:
1. Изменить себя и изменить себе – в чём различие?
2. Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?
3. Чем месть отличается от справедливого наказания?
4. Почему события Великой Отечественной войны нельзя забывать?
5. От чего предостерегают человечество антиутопии?
6.В мир какого произведения Вы бы хотели попасть и почему?
В комплект тем итогового сочинения включены по две темы из каждого раздела банка тем итогового сочинения в соответствии со следующей последовательностью:
1. «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
2. «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
3. «Природа и культура в жизни человека».
Учащиеся выбирают только одну из пяти предложенных тем итогового сочинения и пишут сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт». В рамках заявленной темы формулируют свою позицию, доказывают её, подкрепляя аргументы примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы. Достаточно опоры на один текст (количество привлечённых текстов не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал). Участники сочинения продумают композицию сочинения. Должны соблюдать речевые и орфографические нормы (разрешается пользоваться орфографическим словарём). При оценке сочинения в первую очередь учитывается соблюдение требований объёма
и самостоятельности написания сочинения, соответствие выбранной теме, умение аргументировать позицию и обоснованно привлекать литературный материал.
В 2022-2023 учебном году в районе 89 одиннадцатиклассников, нет выпускников 11 класса в МБОУ «Бичурской СОШ№5», МБОУ «Посельской СОШ», МБОУ «Буйской СОШ», МБОУ «Гочитской СОШ» и МБОУ «Киретской СОШ». Писали сочинение все учащиеся 11 классов. Для соблюдения порядка проведения итогового сочинения в каждой школе присутствовали аккредитованные общественные наблюдатели.
На муниципальном уровне была создана комиссия по проверке работ, в которую вошли Бурцева М.Н. – председатель, учитель русского языка и литературы МБОУ «Мало-Куналейская СОШ», Шурыгина А.Т. - учитель русского языка и литературы МБОУ «Бичурская СОШ№4 имени Героя Советского Союза Соломенникова Е.И.», Максимова Т.С. - учитель русского языка и литературы МБОУ «Бичурская СОШ № 2», Иванова С.Г - учитель русского языка и литературы МБОУ «Бичурская СОШ №1» и Барбоякова В.А. – учителя русского языка и литературы МБОУ «Бичурская СОШ№2». Комиссия работала два дня, в этом году пять одиннадцатиклассников не смогли набрать необходимое количество критериев для оценки «зачет» и им предлагается дополнительный день написания сочинения 1 февраля.