Потребитель обратился в суд с исковым заявлением, указав что интернет-магазин отказался передать ему оплаченный товар, указав на технический сбой, вследствие которого была указана неправильная цена товара. Деньги были возвращены потребителю.
Суд первой инстанции исходил из того, что договор между сторонами заключён с момента выдачи кассового чека, в связи с чем у ответчика возникла обязанность передать истцу приобретённые им товары.
Суд встал на сторону потребителя и на продавца была возложена обязанность передать истцу приобретённые им товары. Однако решениями судов апелляционной и кассационной инстанции решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
Суды пришли к выводу, что неправильная цена товара возможна из-за технической ошибки.
Однако Верховный Суд РФ не согласился с данными выводами.
В силу ст. 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключённым, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Согласно п. 13 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, договор розничной купли-продажи договор считается заключённым с момента выдачи продавцом потребителю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи.
При дистанционном способе продажи товаров продавец обязан разместить на сайте публичную оферту и обеспечить возможность ознакомления с ней потребителей.
Фиксация цены происходит в момент заключения договора между покупателем и интернет-магазином, который определяется моментом оформления заказа с присвоением ему номера, который позволяет потребителю получить информацию о заключённом договоре розничной купли-продажи и его условиях. Изменить цену, объявленную в момент оформления заказа, продавец в одностороннем порядке уже не вправе.
Таким образом, предложение, размещенное на сайте продавца, о продаже товаров, обращенное к неопределённому кругу лиц, содержало все существенные условия договора: подробную информацию о товаре, цену, в связи с чем является публичной офертой.
Сформированные продавцом цены были указаны в публичной оферте на сайте, и именно с ними согласился покупатель, принимая оферту.
В связи в вышеуказанными обстоятельствами у продавца возникла обязанность по передаче товара потребителю. Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Для получения консультации по вопросам защиты прав потребителей можно обратиться по телефонам:
Единого Консультационного Центра Роспотребнадзора
- 8 800 555 49 43 (круглосуточно, звонок бесплатный);
Консультационного центра для потребителей (в рабочее время):
- 8 (3012) 37-90-29, 8 (9025) 62 34 17, ул. Спартака, 5, E-mail: zpp@fbuz03.ru;
Консультационного пункта для потребителей (в рабочее время):
• 8 (30133)41-6-24, (в рабочее время), электронная почта bichura @fbuz03.ru
• или по адресу: Республика Бурятия, Бичурский район с. Бичура ул. Советская, 38