Маркетплейс - это торговая площадка, на которой продаются товары, услуги разных компаний. Маркетплейс похож на гипермаркет: на одной площадке находятся разные продавцы и покупатели могут делать покупки в разных магазинах. Все взаимоотношения, связанные с куплей-продажей товара, возникают непосредственно между продавцом и покупателем товара, и продавец несет ответственность перед покупателем товара в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В связи с вопросами потребителей относительно реализации права на отказ от товара, приобретенного дистанционным способом, разъясняем:
- Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» закрепил право потребителя на отказ от товара надлежащего качества, приобретенного дистанционным способом. Необходимо отметить, что Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утвержденный постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 года № 2463 связан с правоприменением исключительно ст. 25 Закона «О защите прав потребителей». Согласно которому потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
К дистанционному способу продажи товаров данный перечень применению не подлежит, поскольку правовое содержание ст. 25 Закона «О защите прав потребителей» принципиально отличается от соответствующих положений его ст. 26.1, согласно п. 4 которой потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней. Если же информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена потребителю в письменной форме в момент доставки товара, то тогда он вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
Исключение из этого правила касается только тех товаров надлежащего качества, которые имеют индивидуально-определенные свойства, что подразумевает использование подобного рода товара исключительно приобретающим его потребителем.
При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
Предъявлять соответствующие требования целесообразно в порядке претензионного письма. Продавец доводит до покупателя информацию о форме и способах направления претензий (п. 21 Правил № 2463). Если такая информация не представлена на соответствующем сайте (странице сайта), покупатель вправе направить претензию в любой форме и любым способом (п. 21 Правил № 2463). При подаче претензии лучше пользоваться способами, которые позволят подтвердить обращение к продавцу.
При наличии споров имущественного характера в случае неудовлетворения продавцом требований потребителя добровольно соответствующий спор может быть разрешен исключительно в рамках гражданского судопроизводства, поскольку по общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса РФ и п. 1 ст. 17 Закона, защита нарушенных прав потребителей осуществляется судом.
Для получения консультации по вопросам защиты прав потребителей можно обратиться по телефонам:
Единого Консультационного Центра Роспотребнадзора
• 8 800 555 49 43 (круглосуточно, звонок бесплатный);
Консультационного центра для потребителей (в рабочее время):
• 8 (3012) 37-90-29, 8 (9025) 62 34 17, E-mail: zpp@fbuz03.ru ;
Консультационного пункта для потребителей (в рабочее время):
• 8 (30133)41-6-24, (в рабочее время), электронная почта bichura @fbuz03.ru
• или по адресу: Республика Бурятия, Бичурский район с. Бичура ул. Советская, 38