Это масштабная система идентификации товаров, позволяющая отслеживать путь от изготовителя или импортера до конечного пользователя. Основная задача системы – повысить уровень безопасности граждан, существенно снизить количество контрафактной продукции и некачественных аналогов. Цифровой код гарантирует подлинность и качество товара.
Маркировка внедряется постепенно, начато внедрение в 2017 году и в дальнейшем должна охватить все категории продовольственных и непродовольственных товаров. В настоящее время требование распространяется на молочную продукцию, упакованную воду, одежду (в том числе из меха и кожи), обувь, парфюмерную продукцию, табачные изделия, лекарства, фотоаппараты, автопокрышки и шины. В рамках эксперимента к этим товарам добавили пиво и пивные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), антисептики, велосипеды и кресла-коляски.
Каждый товар проходит несколько этапов маркировки:
- уполномоченный государством оператор Центр развития перспективных технологий присваивает каждому товару уникальный код (Data Matrix или другой тип маркировки), чтобы производитель или импортер разместил его на упаковке товара;
- производитель (импортер) наносит цифровой код на товар и вносит эти единицы товара в базу данных;
- в магазине сканируют код товара и размещают его на полке;
- товар продали на кассе – в системе «код вышел из оборота»;
Таким образом, система маркировки фиксирует переход товара по всей логистической цепи, включая проверку кода в магазине при размещении товара на полке, что исключает возможность допуска в продажу подделки.
Несомненное удобство для потребителей от «Честного знака» это возможность самостоятельной проверки истории каждого продукта и товара. Всё что нужно – это скачать приложение и отсканировать код. В случае если с товаром что-то не так, в карточке будет отражен красный статус сканирования. Даже в случае положительного результата, зеленого статуса, стоит сверить описание, и в случае несовпадения рекомендуется сообщить о нарушении. Все сообщения о нарушениях, отправленные в приложении, направляются в контрольно-надзорные органы.
Роспотребнадзор наделен полномочиями по контролю за соблюдением продавцами и владельцами агрегаторов обязательных требований к маркировке товаров. В случае выявления отсутствии маркировки, к предпринимателям применяются меры профилактического характера, а при повторном обнаружении аналогичных отклонений – подаётся иск в суд в защиту неопределённого круга потребителей.
Также, несмотря на запрет на проведение основной части контрольно-надзорных мероприятий, Роспотребнадзором могут быть проведены проверки в отношении предпринимателей по вопросам соблюдения требований к маркировке товаров средствами идентификации и передаче информации в государственную информационную систему «Честный знак», в случае выявления индикаторов риска нарушения обязательных требований.
Для получения консультации по вопросам защиты прав потребителей можно обратиться по телефонам:
Единого Консультационного Центра Роспотребнадзора
8 800 555 49 43 (круглосуточно, звонок бесплатный);
Консультационного центра для потребителей (в рабочее время): 8 (3012) 37-90-29, 8 (9025) 62 34 17,
Консультационного пункта для потребителей (в рабочее время):
8 (30133) 41624, (в рабочее время), электронная почта fguzbichura@mail.ru или по адресу: Республика Бурятия, с. Бичура, ул. Советская, д. 38.