Самозапрет на кредиты — это ограничение, которое банк накладывает на онлайн-операции по заявлению клиента. Запретить можно как отдельно кредитование, так и другие банковские операции или ограничить их отдельные параметры — например, установить максимальную сумму для одного перевода или нескольких переводов, но на определенный период времени.
Снять запрет можно в любой момент — например, отказаться, взять кредит и затем зарегистрировать ограничение заново. Однако есть нюанс — заявление о снятии у вас примут сразу, но фактически ограничение будет снято через двое суток —для защиты от мошенничества, снизить риски ситуации, когда человек снимает запрет под влиянием мошенников.
В настоящее время предусмотрено, что заявление о снятии запрета на заключение договоров потребительского кредита (займа) может быть подано следующими способами:
- через МФЦ – при представлении документа, удостоверяющего личность (до 01.09.2025г. возможность подачи заявления следует уточнять непосредственно в МФЦ);
- на «Госуслугах» – с подписанием заявления усиленной неквалифицированной электронной подписью;
- на «Госуслугах» – с подписанием заявления усиленной квалифицированной электронной подписью.
С 1 июня 2025 года процедура снятия самозапрета на получение кредитов существенно усложнена, второй из перечисленных вариантов будет исключен. 1 июня вступили в силу изменения, внесенные в апреле в ч. 6 ст. 5.1 Закона о кредитных историях (Федеральный закон от 1 апреля 2025 г. № 41-ФЗ).
Таким образом, с указанной даты подача в электронной форме заявления о снятии самозапрета на «Госуслугах» будет возможна только с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, или через МФЦ. Ранее такие действия можно было производить через подтверждение по паролю или с помощью SMS-кода.
Внимание! В отличие от заявления об установлении самозапрета, применительно к подаваемому в электронной форме через «Госуслуги» заявлению о снятии такого запрета, законом не предусмотрена возможность его подписания простой электронной подписью.
Для получения консультации по вопросам защиты прав потребителей можно обратиться по телефонам:
Единого Консультационного Центра Роспотребнадзора
- 8 800 555 49 43 (круглосуточно, звонок бесплатный);
Консультационного центра для потребителей (в рабочее время):
- 8 (3012) 37-90-29, 8 (9025) 62 34 17, E-mail: zpp@fbuz03.ru
- г. Улан-Удэ, ул. Спартака, д. 5;
Консультационного пункта для потребителей (в рабочее время):
- 8 (30133) 41-6-24 - Мухоршибирский район - Бичура (Мухоршибирский, Бичурский и Тарбагатайский районы), E-mail: bichura@fbuz03.ru;