В силу п. 1 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» недопустимыми условиями договора, ущемляющими права потребителя, являются условия, которые нарушают правила, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны.
Если включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, повлекло причинение убытков потребителю, они подлежат возмещению исполнителем в полном объеме в соответствии со ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Основные условия, ущемляющие права потребителя, установлены в п. 2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», данный перечень не является исчерпывающим.
Условия, ущемляющие законные права потребителей, наиболее часто встречающиеся в договорах кредитования:
- Кредитование с обязательным заключением договора страхования жизни и трудоспособности заемщика;
- Кредитование с обязательным открытием банковского счета и получения банковской карты;
- установление права банка изменять условия договора в одностороннем порядке;
- установление исключительной подсудности по месту нахождения банка;
- отсутствие у потребителя права выбора на согласие или отказ от передачи персональных данных третьим лицам.
Учимся правильно читать этикетку товаров
Выбирая товары покупатель в первую очередь должен обращать внимание на этикетку. Информация о товаре должна быть на русском языке, достоверной, проверяемой, читаемой и доступной для осмотра и идентификации.
Общая информация обязательная для нанесения на этикетку товара, предусмотрена ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и должна содержать:
- наименование технического регламента или иное установленное законодательством РФ о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
- сведения об основных потребительских свойствах товаров, в отношении продуктов питания — сведения о составе, пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;
- правила и условия эффективного и безопасного использования;
- сведения об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
- дату изготовления и срок службы или срок годности товаров;
- адрес (местонахождение), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера.
Кроме того, для каждой группы товаров имеются дополнительные сведения, обязательные для нанесения на этикетку (например, маркировка обуви должна иметь информацию о размере, модели и (или) артикуле изделия, материале верха, подкладки и подошвы, условиях эксплуатации и ухода за обувью).
Если информация о товаре отсутствует, нанесена не в полном объеме, не доступна для идентификации, то от покупки таких товаров лучше отказаться.
Про маркировку кожных антисептиков
С 1 сентября 2023 г., в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2023 г. № 870, обязательной маркировке средствами идентификации подлежит продукция для гигиены рук, а именно:
- парфюмерно-косметическая продукция, предназначенная для гигиены рук, с заявленным в маркировке потребительской упаковки антимикробным действием;
- кожные антисептики - дезинфицирующие средства.
С 1 октября 2024 г. розничная реализация немаркированной продукции гигиены для рук не допускается.
Участники оборота товаров, при наличии нереализованных остатков по состоянию на 1 октября 2024 г., обязаны промаркировать такие остатки с указанной даты и реализовывать продукцию непосредственно с маркировкой.
При обнаружении немаркированной Продукции для гигиены рук в розничном магазине после 1 октября 2024 г., потребители могут обратиться в Управление Роспотребнадзора для принятия мер реагирования.
Напоминаем, что удостовериться в легальности товара можно при помощи бесплатного мобильного приложения «Честный знак – проверь товар». Приложение доступно в Google Play, AppStore и RuStore.
Мобильное приложение позволяет в один клик отсканировать специальный код Data Matrix (похож на QR-код), который содержит всю необходимую информацию о товаре – разрешительная документация (декларация о соответствии/сертификат соответствия), страна производства, состав, бренд и пр.
Если информация в приложении не соответствует маркировке на товаре, в приложении информация о сомнительности товара или товар реализуется без маркировки, потребитель может направить обращение в государственные органы власти непосредственно через приложение.