Если управляющая организация оказывает услуги ненадлежащего качества или не оказывает какие-либо из предусмотренных договором услуг, собственник помещения вправе предъявить ей претензию. Для этого ему следует придерживаться следующего алгоритма:
Составить претензию письменно, в свободной форме. Также можно использовать образец, который обычно размещается на информационном стенде в управляющей организации (пп. «в» п. 31 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»).
В претензии необходимо указать следующие сведения:
- Данные о получателе претензии: наименование управляющей организации, адрес ее места нахождения, телефон, адрес электронной почты (если известен);
Указанную информацию можно получить, в частности, в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или на сайте управляющей организации (ч. 10.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ);
- Данные об отправителе претензии: ваши Ф.И.О., адрес места жительства, контактный телефон, адрес электронной почты (при наличии);
- Основания направления претензии. Изложите обстоятельства, в связи с которыми вы заявляете претензию, и укажите, какие нарушения допущены управляющей организацией. Желательно привести ссылки на положения договора управления МКД, устанавливающие соответствующую обязанность управляющей организации по оказанию услуг (выполнению работ);
- Ваши требования.
В случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в МКД ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, вы вправе требовать перерасчета размера платы за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы (ч. 10 ст. 156 Жилищного кодекса РФ; п. п. 6, 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491).
Указанное требование может быть заявлено в течение шести месяцев после соответствующего нарушения (п. п. 7,8 Правил № 491).
Также вы можете потребовать возмещения имущественного и морального вреда и убытков, если таковые были вам причинены в результате неоказания (некачественного оказания) услуг (п. п 1, 3 ст. 14, ст. 15, п. 1 ст. 29 Закона от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»).
В случае направления претензии на качество предоставляемых управляющей компанией коммунальных услуг ответ на претензию должен быть направлен потребителю в течение трех рабочих дней со дня ее получения (п. 31 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354).
К претензии необходимо приложить перечень документов, подтверждающих Ваши требования. Такими документами, например, могут быть: копия письменного сообщения в аварийно-диспетчерскую службу управляющей организации, акт проверки факта нарушения качества коммунальной услуги, заключение эксперта с указанием размера причиненного вреда (п. п. 105, 106, 108, 109 Правил № 354).
Претензию можно направить в управляющую организацию одним из следующих способов:
- лично, подготовить два экземпляра претензии, чтобы на одном из них лицо, принявшее претензию, проставило свою подпись и дату принятия претензии. Этот экземпляр оставьте себе для подтверждения обращения в управляющую организацию;
- посредством почтового отправления - заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.